Взято отсюда
http://klk.pp.ru/2008/02/11/pugovica.html
Рембрандт ван Рейн, Портрет Яна Сикса. Коллекция Сикса,
Амстердам. Пуговицы не всегда являются деталью одежды, служащей практическим
целям, а часто одновременно выполняют роль декоративного элемента. Иногда они
только пришиваются к жилету и пальто, но не застегиваются.
Расплачиваясь в кассе магазина положил деньги на прилавок, а тут сквозняк!
Хвать мою денюжку и на пол! Экая досада! Нагибаюсь, буграми вздыбливаются
мощные пластины накачанного пресса,... или не пресса, и фьють, моя пуговица со
штанов пулей умчалась в туманную даль. Натянуто улыбаясь, одновременно держа
пакеты и сползающие штаны, расплачиваюсь, и походкой пингвина ковыляю до
машины.
Так зародилась мысль поведать о пуговице. Первым делом интернет: 1000 людей –
1000 мнений. Пускай моё будет 1001.
Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений,
косточками животных и палками, прообразы современных заколок. Позже, уже в
Древнем Египте использовались пряжки или один кусок одежды продевался в
отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.
Одни из первых документальных сведений о заколках,
которые использовали в одежде жительницы древних Афин, относятся к 570 году до
н. э. Длинный и жесткий стержень заколки в случае необходимости мог быть
использован как кинжал. Одна из афинских легенд рассказывает о том, как женщины
закололи булавками гонца, принесшего весть о гибели их мужей на поле брани,
обвинив его в том, что он струсил и бросил друзей по оружию.
Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились
примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена
самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые
пуговицы появились в IV веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда
в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Среди
археологических находок древнегреческого искусства с IV века до н.э. по I век
н.э. попадаются пуговицы из золота.
Воины Древнего Рима широко использовали пуговицы в
своей аскетической одежде. Предки нашей русской пуговицы известны по материалам
археологических раскопок и датируются VI в.
В прошлом, пуговица была одним из важных магических
амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. Именно на Руси эта
функция пуговицы долгое время оставалась основной.
Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица -
это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные
силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие
при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была
оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и
не имели утилитарной функции.
Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных
магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые
пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при
движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. И пуговицы превращались
в обереги.
Существовали разные формы оберегов - воротники, камни, бусы с магическими
изображениями и т.д.
Использовались и «шумящие» украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на
воротнике или на специальной цепочке. На раскопках в Новгороде была найдена
рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица
красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С
учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую
силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица
служила оберегом.
Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в
виде кулака обезьяны и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции — не
что иное, как отголосок старинных магических мотивов.
Магическая природа определялась двумя способами - рисунками (узорами т.п.) на
пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом
плодородия).
Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом
плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе
оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было
беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы
помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами,
призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов.
Действительно, весьма частыми археологическими находками являются древнерусские
пуговицы «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они
имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречается символ солнца
- спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы
Мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.
Совершенно удивительную историю, связанную с магическими пуговицами, приводит
академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». В онежской былине
«О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче», записанной в коне ХIХ столетия,
говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, с помощью которых
он призывал своих магических помощников – «зверей рыкучих» «птиц клевучих»:
А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было да до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие.
А вот так до сих пор гадают на пуговицах Коми-Пермяцком округе.
Хозяйка дома принесла коробку с пуговицами. С обыкновенными разноцветными
пуговицами разных размеров, какие обычно много накапливается за годы у
бережливой хозяйки. Взяла горсть пуговиц и бросила их на скатерть. Собрала
обратно и бросила снова, пристально вглядываясь в получающиеся узоры и
сочетания пуговиц. Особое внимание она уделяла парным сочетаниям.
Честно говоря, гадать на пуговицах я так и не научился. Зато я выслушал
настоящую лекцию о "силе цвета". О том, что белый цвет - чистый и
здоровый, а зеленый - слабый и ненадежный. Красный цвет яростен и неуправляем,
а синий, наоборот, - спокойный, "связанный". Я узнал, что все явления
и события в мире можно описать с помощью сочетаний цветов. И не только описать,
но и предсказать.
Второй важный урок заключался в идее, что "два вместе гораздо сильнее, чем
один и один по отдельности, особенно если эти два одинаковые". Сегодня я
знаю, что у коми двойные, парные предметы всегда воспринимались как цельный
предмет. А один предмет из пары считался "половиной". Оказавшись на
месте окулиста, например, коми-пермяк попросил бы вас закрыть не один глаз, а
"пол-глаза". И весь этот мир в представлениях коми был создан не
одним богом, а двумя - братьями Ен и Омоль (jen и omol').
И только с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую
одежду, пуговицы превратились из предметов утилитарного назначения в предметы
роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до
талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом
иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их
владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали
достаток и высокое положение в обществе.
Кстати при помощи пуговиц боролись не только с нечистой силой, но и за
культуру. Указом Петра I, предписывалось пришивать оловянные пуговицы к
обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны и был полон тайного
смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом
рот и нос. Так без шпицрутенов солдат отучали от дурной привычки, портившей
мундирное сукно.
Зная пристрастия Петра ко всему западному, не он ли подглядел это у заносчивых
англичан, также утирающих свои носы после кружки доброго эля при застолье. А мы
то... Англичане..., эталон галантности и культуры, пример цивилизованности
бла-бла-бла. Глубже надо смотреть. В века!